Рандеву с В.И. Суриковым «Творя великое, шагнул за рамки собственного века»
Рандеву с В.И. Суриковым «Творя великое, шагнул за рамки собственного века»
Читальный зал Межпоселенческой центральной библиотеки 2 июня гостеприимно распахнул двери для «встречи» с известным живописцем — сибиряком Василием Ивановичем Суриковым, картины которого вот уже второе столетие вызывают живой интерес и глубочайшую гамму чувств.
Об этом художнике-красноярце много написано и сказано, его художественный авторитет незыблем, его творчество является достоянием не только русской, но и мировой культуры. Как пророчески писал в одном из писем к художнику этнограф и писатель Василий Иванович Анучин «наш Красноярск прославится и в ширь России и вглубь веков».
В этом году исполнилось 175 лет со дня его рождения. Этой памятной дате и было посвящено рандеву с В.И. Суриковым — «Творя великое, шагнул за рамки собственного века.
В течение мероприятия гости услышали множество интересных фактов из жизни великого художника: мольбертом мальчику служила сафьяновая обивка дорогих стульев, на которой он гвоздем выцарапывал первые рисунки, золотопромышленник и меценат Петр Кузнецов на свои деньги отправил молодого художника в Петербург.
О том, что художник писал картины, вдохновляясь музыкой, если он не держал кисть, то в руках у него была гитара. Музыка и живопись практически равноправно участвовали в творческом процессе. Даже первый эскиз «Утра стрелецкой казни» он выполнил на нотном листе…
Читальный зал украшали репродукции картин из фондов Красноярского государственного художественного музея имени В. И. Сурикова, о создании которых рассказала сотрудник районного краеведческого музея Алла Александровна Тагирова: о первой самостоятельной работе художника, выполненной в период обучения в петербургской Академии художеств «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», о строгой красоте Сибири, но, тем не менее, лиричной и трогательной, в картине «Плашкоут на Енисее».
Первой законченной большой работе «Милосердный самарянин», за которую художник получил золотую медаль и подарил своему благодетелю Кузнецову.
Самая сокровенная часть творчества Сурикова — портретная живопись была представлена картинами «Анфиса» и «Девушка с косами. Портрет А.А. Добринской». «В девушках красота была особенная — древняя, русская», — говорил художник.
Крымские пейзажи отражены в картинах «Скалы в Симеизе», «Прибой», «Пейзаж с Форосской церковью Воскресения Христова».
Прикоснулись к истории, ощутив душевное состояние стрельцов и свидетелей казни («Утро стрелецкой казни»),
духовную силу раскольницы Феодосии Прокопьевны Морозовой («Боярыня Морозова»),
праздничную атмосферу масленичных гуляний («Взятие снежного городка»).
Рассказ о художнике и его удивительных картинах органично дополнили композиции в исполнении преподавателей и учащихся Детской музыкальной школы: «Серенада» Ф. Шуберта (О.В. Степанова, К.А, Коротаев), «Любовь» П. де Сенневиля, О. Туссена (Т.А. Семёнова, С.А. Святова), «Лунная соната» Л. Бетховена (Л.В. Потехина), «Русский вальс» Д. Д. Шостаковича (ансамбль преподавателей ДМШ, рук. Т.В. Бормышев), испанская мелодия (соло на гитаре, А. Килин), И. Бах «Ave Maria» (соло на кларнете, Н. Кондратьев). Трио «Лотос» исполнили «Романс» С. Рахманинова и «За тихой рекой» С. Трофимова, фольклорный ансамбль «Брусничка» (рук. А.Н. Терлеев) – «Шёл казак на побывку домой».
Коллектив Межпоселенческой центральной библиотеки выражает искреннюю благодарность сотрудникам Детской музыкальной школы и Мотыгинского районного краеведческого музея за творческое сотрудничество. Нам было приятно работать с вами. Надеемся, что в будущем, совместно проведённые мероприятия станут доброй традицией.