Подвиг Ленинграда
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
(Татьяна Варламова
Оборона города на Неве — одна из самых героических и одновременно трагических страниц Великой Отечественной войны. 27 января 1944 года город пережил свое второе рождение. Множество памятных мероприятий по всей стране приурочено к этой дате. В честь 80-летия прорыва блокады Ленинграда в библиотеках МБУК «МБС» Мотыгинского района прошёл ряд мероприятий из цикла «Патриотизм завещан предками».
Накануне памятной даты Межпоселенческая центральная библиотека провела исторический час «Мы о войне стихами говорим» для учащихся Мотыгинской СОШ. Мероприятие сопровождала одноимённая презентация, звучали стихи О. Бергольц.
Центральная детская библиотека пгт. Мотыгино подготовила онлайн-презентацию «80 минут тишины».
Документ посмотрели 117 раз.
С 10 января в читальном зале ЦДБ работает книжная выставка «Подвиг Ленинграда». Вниманию читателей представлена художественная и документальная литература. Книги участника Великой Отечественной войны Сергея Алексеева рассказывают о блокаде Ленинграда: «Подвиг Ленинграда», «Блокада Ленинграда», «Рассказы о Великой Отечественной войне». Автор повести «Там, за чертой блокады», Михаил Сухачев, бывший блокадник. Будучи сам очевидцем и участником описываемых событий, рассказывает в ней о своем поколении. Книга Валерия Воскобойникова объединяет две документальные повести: «Девятьсот дней мужества» и «Василий Васильевич», посвященные защитникам Ленинграда в трагическое время блокады.
Урок мужества «Блокадный Ленинград. Трагедия и подвиг» проведен для учащихся 5 класса Раздолинской СОШ. Библиотекарь рассказала ребятам, как жил город, о героизме жителей города, ведь, несмотря на эти страшные дни, Ленинград продолжал жить. Ленинградцы возводили оборонительные сооружения, строили дзоты, оборудовали огневые точки, строили баррикады и противотанковые препятствия, возводили через Ладожское озеро подводный трубопровод для обеспечения электроэнергией с Волховской ГЭС и все работы были проведены под воздушными непрерывными налётами вражеской авиации.
Завершилось мероприятие минутой молчания в память о тех, кто сражался с врагом, чтобы отстоять родной город, кто пережил все тяготы жесточайшей блокады, кто жил и боролся, несмотря на холод и голод, бомбежки и артобстрелы.
Для посетителей библиотеки в читальном зале был оформлен информационный стенд «Блокадные дни Ленинграда». Информацию на стенде дополняла тематическая подборка книг.
Документ посмотрели 116 раз.
Документ посмотрели 120 раз.
С целью сохранения памяти о блокаде у юного поколения, которое сейчас в том же возрасте, что и дети, выживавшие в Ленинграде в страшном 1942 году, организована творческая мастерская «Блокадная ласточка». Вначале мероприятия библиотекарь рассказала учащимся 1-4 классов историю появления жетона «Блокадная ласточка».
О том, как фашисты весной 1942 года объявили, что в осажденный город даже птица не пролетит, многие ленинградцы стали носить на груди жестяную ласточку с письмом в клюве. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. Затем ребята сделали своими руками аппликацию «Блокадная ласточка» — свой символ веры и надежды осаждённого Ленинграда.
Кулаковская библиотека присоединилась к патриотической акции «Блокадная ласточка».
«Маленькую ласточку из жести
Я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
Это означало: «Жду письма»
(Ольга Берггольц)
И сегодня, в мирное время, многие люди также хотят верить в лучшее, жить с надеждой на счастливое будущее, несмотря на трудные жизненные ситуации. Для этого порой необходимо получить поддержку – добрую весть, напоминание о том, что даже в страшное время блокады Ленинграда люди не сдавались и не падали духом.
Для младших школьников был проведен мастер-класс «Блокадная ласточка». Все ребята сделали бумажных ласточек и получили бумажный значок, памятку.
Библиотека п. Машуковка совместно с председателем Советом Ветеранов Рассказовой Любовью Петровной для жителей поселка провели акцию памяти «Блокадный хлеб»: читали стихи, рассказывали о героизме жителей блокадного Ленинграда, из чего состоял настоящий блокадный хлеб, предлагали взять символ акции — кусочек хлеба весом в 125 граммов. Кусочек хлеба – это наша память о героических и трагических событиях Великой Отечественной войны, о мужестве и стойкости ленинградцев.
В Бельской библиотеке учащиеся 5-8 классов посмотрели видеопрезентацию «Герои блокадного Ленинграда». узнали, о том, через какие испытания пришлось пройти жителям блокадного Ленинграда, о героях блокады: пекаре, который не съел ни грамма выпеченного хлеба; ученых, занимавшиеся исследованием образцов семян и не взяли ни одного зернышка и многих других. Ребята не просто слушали о том, как выстоял блокадный город, но и сами активно дополняли рассказ библиотекаря.
Громкие чтения «Невыдуманные истории о блокаде» (п. Орджоникидзе) познакомили ребят с творчеством известного поэта-блокадника, почетного жителя Санкт-Петербурга, Анатолия Владимировича Молчанова.
Когда началась блокада Ленинграда, Толе Молчанову было всего 9 лет. Во время блокады он жил с мамой и дедушкой, ходил в школу, тушил фугаски, был ранен. Повзрослев, Анатолий Владимирович стал писать о блокаде воспоминания и стихи, а для детей сказки о Великой Отечественной войне. Ребятам были прочитаны сказки: «Нарисованная ёлка», «Блокадная сказка», «Как звери партизанам помогали». Путешествуя по страницам книги А.В. Молчанова «Сказки и пересказки о войне», юные слушатели узнали о жизни блокадного города, поговорили о том, для чего нужно помнить о тех страшных днях, о стойкости и героизме жителей города.
Лучше всего блокаду описывают не газетные хроники, не списки погибших, а именно воспоминания переживших те страшные дни. Книжная выставка-экспозиция «Дневник блокады»— это история блокады в пяти детских дневниках: Тани Власович, Юры Рябинкина, Леры Игошевой, Миши Тихомирова и Бори Капралова.
Страшные и честные свидетельства того, через что пришлось пройти и что довелось испытать маленьким жителям города на Неве. Выставка работает в библиотеке до 20 февраля.
Посетителям библиотеки в этот день демонстрировалась документальная видеохроника. Даже в жестокие военные дни в осаждённом городе работали театр, библиотеки, галереи и музеи. Беспримерная оборона города, так и оставшегося неприступным для врага, была результатом титанических усилий, героизма и стойкости множества людей, каждый из которых личным примером и поступками внес свой неоценимый вклад в долгожданную Победу!
В рамках V Всероссийской акции «Читаем о Блокаде» накануне памятной даты 26 января для учащихся 5-10 классов МБОУ Новоангарская СОШ состоялась литературно – музыкальная гостиная «Страницы блокадного Ленинграда», организованная специалистами библиотеки – филиала № 7 совместно с сотрудниками СДК п. Новоангарска.
Погрузиться в атмосферу блокадного Ленинграда ребятам помог видеоролик «Корочка хлеба», в котором рассказывалось об истории из жизни одной ленинградской девочки.
Ведущая рассказала о причинах возникновения блокады, о героизме жителей города, как Ленинград продолжал жить, несмотря на сгоревшие продовольственные склады, на мизерные нормы выдаваемого хлеба, на крепкие морозы, постоянные бомбёжки…
В зале звучали стихи Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Александра Прокофьева, Юрия Воронова и другие, а также были исполнены песни «Дети Ленинграда» и «Белые панамки».
В конце мероприятия все присутствующие под стук метронома почтили память погибших в те страшные годы.
С 22 по 31 января библиотека п. Новоангарска приняла участие во Всероссийской памятной акции «Блокадный хлеб». Читатели библиотеки узнали о блокадном хлебе и получили 125 грамм хлеба, ведь именно такой была минимальная норма выдачи хлеба в Ленинграде в самый трудный период блокады – зимой 1941/1942 г.
В соцсетях библиотеки был опубликован видеоролик с прочтением рассказа Веры Карасевой «Кирюшка», главная героиня которого девочка Кира, больше похожая на мальчишку – сорванца, и которая до войны любила озорничать и проказничать. Но с началом войны Кирюшка совершенно изменилась: со своими друзьями навела порядок в бомбоубежище, заботилась о маленьких детях.
Документ посмотрели 96 раз.
Также в стенах библиотеки оформлена книжно – иллюстрированная выставка «80 лет со дня снятия блокады Ленинграда». На выставке читатели смогли познакомиться с книгами, повествующими о беспримерном подвиге осажденного фашистами Ленинграда, о мужестве и героизме его жителей, сумевших выстоять в нечеловеческих условиях блокады, переживших страшный голод, страдания, смерть близких. Была представлена документальная и художественная литература, фотографии, художественные произведения о блокадном Ленинграде, авторы которых были свидетелями тех страшных дней: М. Сухачев «Дети блокады», С. Алексеев «Блокада Ленинграда», «Подвиг Ленинграда», «Рассказы о юных героях», «Час мужества». Особый интерес вызвала книга «Говорит Ленинград» советской поэтессы и журналистки Ольги Берггольц, которую называли «голосом Города» почти все 900 дней. О мужественном подвиге осажденного города повествует документальная хроника блокады Ленинграда, написанная в соавторстве Даниила Гранина с Алесем Адамовичем «Блокадная книга».
Библиотекарем п. Первомайск был проведён урок-реквием «Блокады чёрное кольцо развеял гром салюта» для учащихся 6-8 классов. Ребята внимательно слушали о тех страданиях, которые выпали на долю ленинградцев, об их мужестве, героизме и стойкости. За годы блокады погибло, по разным данным, от 800 тысяч до 1 миллиона 200 тысяч человек. Причём, только 3% из них от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% — от голода. Учащиеся узнали о том, как школьники в блокадном городе сражались с голодом, холодом, смертью. Как с первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными, собирали металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов.
На онлайн платформе подготовили викторину «Ленинград. Блокада. Память». Отвечая на вопросы викторины, участники узнали о тяжелых испытаниях, выпавших на долю жителей осажденного города, о защите и обороне Ленинграда советскими солдатами.
Урок памяти «Был город-фронт, была блокада» для учащихся 5-9 классов и час патриотического чтения «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 1-4 классов проведены в библиотеке п. Слюдрудник. На мероприятиях использовались выдержки из исторических документов, видеоматериалы. Была оформлена книжная выставка «Город мужества и славы».
Участники мероприятия узнали о героической защите города, о наступлении фашистских войск на Ленинград, 872-дневной блокаде города, а также о жизни ленинградцев в условиях блокады. О бомбежках Ленинграда фашистской авиацией, о «дороге жизни», проложенной по Ладожскому озеру и спасшей жизни 1 млн. 376 тыс. человек. О продовольственных карточках блокадного города, когда дневная норма хлеба составляла 125 грамм, а также о холодной зиме 1941-1942 гг., когда целые семьи гибли от голода и холода.
Урок мужества «Читая дневник Тани Савичевой» состоялся в библиотеке п. Южно – Енисейск. Ребята узнали о тяжелых испытаниях, которые выпали на долю жителей осажденного города: о голоде и холоде, о детях и женщинах, работавших наравне с мужчинами на заводах, о защите и обороне Ленинграда советскими солдатами. Большое впечатление на детей произвел рассказ о норме хлеба блокадников, из чего его пекли и что значили в то время хлебные карточки. Также, ребята услышали историю ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады вела дневник, содержащий девять страшных строк: каждая строка посвящена смерти одного из близких. Этот дневник стал одним из символов Великой Отечественной войны.
Мероприятия были направлены на формирование у молодежи патриотических чувств, расширение знаний о жизни блокадного города в годы Великой Отечественной войны, уважения к истории и культуре своей страны, чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда посредством публицистической и художественной литературы, поэзии и музыкальных произведений.
Всего проведено 26 мероприятий, в которых приняло участие 388 человек.