Новинки книжного сезона. Краеведение
Поздняя осень как нельзя лучше подходит для чтения книг в уютном кресле, укрывшись пледом, с чашечкой ароматного чая.
Предлагаем Вашему вниманию обзор новинок по краеведению, благодаря которым вы сможете пополнить свой багаж знаний по истории Красноярского края, узнать интересные факты о знаменитом инженерном сооружении — железнодорожном мосте через Енисей, о жизни в Красноярске XIX века, об удивительном скальном районе в окрестностях города Красноярска и многом другом.
Столбы сокровенные : документальный фильм / режиссер, продюсер Александр Черняк ; автор идеи Константин Михайлович Филиппов. — Красноярск : АПМ, 2019. — 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) : цв., зв. (20 мин.) . — (Документальное кино Красноярья).
http://www.krskstate.ru/kraygrants/dok_kino/kino/0/id/44697
«Столбы сокровенные» Александра Черняка – документальная история о заповеднике и его сегодняшнем дне, рассказ о людях, связанных со «Столбами», – фотохудожниках и бардах, выдающихся спортсменах-альпинистах, работниках заповедника.
Царский мост : золотая переправа через Енисей : [альбом / идея проекта, редактор-составитель: Южанников Александр Юрьевич]. — Красноярск : Поликор, 2020. — 158, [1] с. : ил.
Альбом рассказывает о замечательном инженерном сооружении — железнодорожном мосте через Енисей, который в 1900 году на Всемирной промышленной выставке в Париже был удостоен Гран-при и золотой медали «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение».
Автор проекта — профессор Императорского Московского технического училища Лавр Проскуряков. Строительными работами руководил инженер Евгений Кнорре, выпускник Берлинской технической школы и Цюрихского политехнического техникума.
Истинная художественная красота, которая делает сооружение бессмертным памятником искусства, достигается без каких бы то ни было денежных жертв. Простым выбором очертаний, изяществом
и смелостью пропорций, оригинальностью, новизной замысла достигается то, чего нельзя добиться нагромождением деталей, не связанных органически с общей формой и конструкцией.
Л. Д. Проскуряков
Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы Бог и потомки никогда не сказали обиды мне.
Е. К. Кнорре
Издание в доступной форме и с большим количеством архивных фотоматериалов рассказывает о том, каким образом осуществлялась переправа людей и грузов через Енисей до появления железнодорожного моста, как началось его строительство и какие инновационные материалы и технологии использовали рабочие при возведении столь значительного сооружения.
Мост через Енисей был самым длинным (907 метров). 30 августа 1896 года в воду был опущен первый камень будущего гигантского моста через величайшую реку Сибири — Енисей. При большом скоплении народа торжественно в фундамент нижней части берегового устоя был вмонтирован камень с выбитым на нем изображением креста. Как предписывает традиция, сохранившаяся и по сей день, на этот камень возложили манускрипт с записью времени закладки, фамилии строителя моста и почетных гостей, присутствовавших при закладке. Словно из рога изобилия сыпались на первый камень будущего моста во время молебна золотые и серебряные монеты.
Сибирь: коллекция представлений : книга для чтения по сибирской литературе, XX в : [Книга для чтения по сибирской литературе] / [составители: А. В. Броднева, О. П. Ермакова. — Красноярск : ООО «КАСС», 2020. – 700 с. + 20 с. вкл.
Это издание — вторая часть учебного пособия для чтения по литературе Сибири. Первая часть — «Сибирь: коллекция представлений. XVII — XIX в.» — была издана в 2018 г.
При составлении сборника учитывалось многообразие направлений, стилей и жанров литературы, в первую очередь эпистолярного жанра: воспоминания, лежавшие под спудом более века, солдатские письма и дневники участников Гражданской и Великой Отечественной войн, публицистика, сатира, исторические хроники, документальные очерки и романы либо неизвестных авторов, либо полузабытых по известным причинам. И конечно, «поэтического материка», тоже полузабытого.
Уникальные и редкие тексты снабжены историческим комментарием, биографическими статьями и фотоматериалами.
О завоевателях Северного полюса рассказывает глава из книги Вивиана Итина «Выход к морю», о строителях трассы Абакан – Тайшет — отрывки из очерков Валентина Распутина «Костровые новых городов», представлены фронтовые записи красноярского художника Бориса Ряузова, лирический дневник В.П. Астафьева 1945 – 1947 гг. Стихотворения красноярских поэтов 1960—2000 гг. сможете прочесть в разделе «Поэзия XX века. Антология одного стихотворения». Среди авторов Казимир Лисовский, Роман Солнцев, Владимир Ковалев, Татьяна Долгополова и др.
Фотографии стали неотъемлемой частью нашей жизни, мы фотографируем, стремясь сохранить в нашей памяти людей, события, путешествия, привычно наблюдая мир вокруг нас через объектив фотоаппарата. Фотография, фиксируя момент в настоящем, становится «отпечатком» прошлого, создаваемым для будущего. Мы видим на фотографиях «прошлое», существование которого подтверждается сделанными снимками.
Л. Ю. Вонаго — фотограф на выезд : Красноярск и его окрестности в фотографиях Людвига Вонаго / Красноярский краевой краеведческий музей ; под ред. В. М. Ярошевской ; автор-составитель И. В. Куклинский, научный редактор А. Б. Ипполитова. — Красноярск : ООО «Издательство Поликор», 2020. — 240 с.: ил.
В конце 2020 года Красноярский краевой краеведческий музей выпустил в свет альбом «Л. Ю. Вонаго – фотограф на выезд (Красноярск и его окрестности в фотографиях Людвига Вонаго)». Автором-составителем альбома является искусствовед, заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе и маркетингу Красноярского краевого краеведческого музея Илья Владимирович Куклинский.
В книге в хронологическом порядке представлены 90 снимков фотографа Людвига Вонаго, созданных с 1905 по 1933 гг. Во вступительной статье и в дополнительных разделах альбома представлены еще более 30 снимков фотографа, на которых запечатлены известные архитектурные сооружения Красноярска, засняты значимые для истории города события.
Фотографии Вонаго рассказывают о бурной, трагичной и чрезвычайно насыщенной эпохе, переменах, произошедших в Красноярске, Сибири и стране в целом, предлагая посмотреть и увидеть историю через объектив фотоаппарата. Каждая фотография — не просто историческое свидетельство, документ, созданный Вонаго, но возможность приблизиться к пониманию прошлого, материальная форма памяти и исторического воображения, соединяющая прошлое, настоящее и будущее.
Вот некоторые из снимков:
Группа артистов цирка Э. А. Стрепетова. 1907 год
В мае 1907 г. кишиневский мещанин Эразм Андреевич Стрепетов получил разрешение на постройку летнего цирка на Театральной площади в Красноярске. Цирк работал в Красноярске в 1907-1909 гг. Интересный факт, что в программе цирка Стрепетова выступал «балетмейстер, хореограф, артист варшавских театров» Томаш Нижинский (1862–1912) — отец знаменитых Вацлава и Брониславы Нижинских. Им была поставлена «большая комическая пантомима в двух действиях по образцу Московских Императорских театров “Волшебная Флейта” или “Танец поневоле”».
На негативе представлено семь наездников и четыре наездницы. В рекламе представлений цирка Стрепетова в августе 1908 г. упоминались артисты: наездница мадемуазель Таис Стрепетова; наездник на неоседланной лошади господин Вольдемар; наездница кавказской джигитовки мадемуазель Лили; мадемуазель Слезина, на скаку подбирающая с земли горящие факелы; мадемуазель Флора, жонглирующая на шаре; мадемуазель Дальмина (индианка), выполняющая упражнения на прикрепленном к самой вершине крыши шесте.
Пожар на Песочной улице. 1910 год
В истории Красноярска было два опустошительных пожара, уничтоживших множество жилых строений: 25 июня 1773 г. и 17 апреля 1881 г. Несмотря на обязательную постройку между деревянными домами брандмауэров (кирпичных стен, препятствующих распространению огня) и постоянное увеличение каменных строений, в начале ХХ в. в Красноярске всё равно периодически случались локальные пожары. Конкретно в 1910 г. в ведомости о пожарах в Красноярске зарегистрировано 86 пожаров.
На негативе представлен пожар на углу ул. Песочной (ныне ул. Урицкого) и пер. Театрального (ныне ул. Кирова) на участке красноярского мещанина Федора Михайловича Мальцева. Пожар начался в 12 часов и закончился в 14 часов. Горели надворные строения. Приблизительный убыток от пожара оценивался в 700 рублей.
В центре кадра расположена группа мужчин и детей, которые с помощью ручного насоса качают воду из бочки на телеге, запряженной двумя лошадьми. К насосу подключен шланг, из которого тушат пожар.
В правой части кадра виден еще один пожарный рукав, из которого тоже заливают огонь.
Крыши и заборы соседних домов заняты зеваками, среди которых очень много детей.
В глубине кадра видны часовня Параскевы Пятницы, дома Ивана Герасимовича Гадалова и Николая Герасимовича Гадалова.
Парад, посвященный 100-летию Бородинской битвы. 1912 год
25–26 августа в Красноярске проходили празднования, посвященные 100-летию Бородинской битвы. 26 августа город украсили флагами, транспарантами, на Новобазарной площади установили бюсты Николая II и Александра I, перед которыми дефилировали войска в конном строю и учащиеся. После парада лектор от военного ведомства капитан Шайбле в помещении общественного собрания сделал сообщение о Бородинском сражении для офицеров гарнизона, городских властей и «посторонних лиц в зависимости от вместительности зала собрания». Вечером этого же дня в городском театре состоялся обед по подписке, который могли посетить не только офицеры и власти, но и желающие городские обыватели, и народное гулянье на Новобазарной площади, где для горожан играли два военных оркестра. Кроме того, в городе прошло открытие Александровского бульвара, который протянулся от пер. Покровского (ныне ул. Сурикова) до пер. Дубенского (ныне ул. Парижской коммуны).
В центре площади установлены два бюста: императора Александра I с датой «1812» и императора Николая II с датой «1912».
На переднем плане представлена разношерстная публика, состоящая из учащейся молодежи и взрослого населения Красноярска.
Плашкоутная переправа через Енисей в Красноярске. 1913 год
До 1870-х гг. Красноярск не имел удобного сообщения между левым и правым берегами Енисея. В 1871 г. по инициативе губернского архитектора, инженера А. А. Лоссовского в Красноярске появилась речная переправа — плашкоут, использующая быстрое течение реки как движущую силу. Плашкоут, или «самолет», как его называли в Красноярске, состоял из двух больших плоскодонных лодок, поставленных рядом и прочно соединенных между собой общей платформой. Между этими лодками шел киль, посредством движения которого управляли поворотами плашкоута.
На дальнем краю плашкоута расположен рулевой — мужчина, с помощью штурвала управляющий движением плашкоута
От Пайерна до Красноярска : путешествие молодой жительницы из Пайерна в 1883 г. : переизданный рассказ с несколькими неопубликованными письмами, представленный Шарлоттой Германн / перевод с французского Н. Ф. Гавриловой. — Красноярск : КАСС, 2020. — 159 с. : ил.
Рассказ из писем молодой швейцарской учительницы Олимпии Риттенер о приключениях во время путешествия из Санкт-Петербурга в сердце Азии, по Енисейской губернии и о жизни в качестве гувернантки в семье красноярского купца Кузнецова.
Путешественница — автор писем — излагает свои впечатления о русских городах: Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Тобольске, Томске и Красноярске. За месяц своего пути из Петербурга до Красноярска девушке пришлось проехать всеми видами транспорта: пароходами, телегами, тарантасами. Последние приносили ей немало физических страданий.
Это одновременно уникальное исследование и познавательные заметки о том, как на самом деле была устроена жизнь в Красноярске XIX века.
Текст произведения сопровождается множеством исторических фотографий Красноярска XIX века, взятых из архивов краеведческого музея.
Карпухин, К. В. На распутье : гражданская война в судьбах П. Чащина и И. Соловьева / К. В. Карпухин, В. В. Овчаров. — Красноярск : ООО «КАСС», 2020. — 224 с. : ил.
Вот уже более века отделяет нас от свершившихся в России эпохальных событий 1917 г., перевернувших весь мир. Все эти трагические события пропускались через сознание миллионов наших сограждан, в большинстве своём обычных людей. В данной работе предпринята попытка спроецировать произошедшее через судьбы двух наших земляков: Петра Павлиновича Чащина и Ивана Николаевича Соловьёва. Оба они — коренные жители сельских районов Енисейской губернии, приблизительно одного возраста. Оба были мобилизованы в армию в ходе Первой мировой войны, а во время Гражданской войны — в армию Сибирского правительства, затем служили у Колчака, участвовали в боевых действиях против красных.
События Гражданской войны освещены на богатейшем архивном материале. Личные дневники и письма Петра Чащина публикуются впервые в полном объеме. В издании использованы фотоматериалы, предоставленные архивом управления ФСБ России по Красноярскому краю, государственным архивом Красноярского края, архивным отделом администрации Большемуртинского района, Большемуртинским краеведческим музеем.
Об енисейском казаке Иване Николаевиче Соловьёве, уроженце станицы Солёно-Озёрной (Форпост) Минусинского уезда Енисейской губернии, написано немало. Легендами овеяно и его прошлое.
Авторы рассказывают и о том, что первым исследователем, которого допустили к архивным материалам о Соловьёве, находящимся сейчас на хранении в архиве Управления ФСБ России по Красноярскому краю, был писатель и журналист Анатолий Иванович Чмыхало.
В результате этого исследования на экранах страны в 1978 г. вышел приключенческий фильм «Конец императора тайги».
В 1981 г. выходит роман А.И. Чмыхало «Отложенный выстрел», посвящённый тем же событиям. а спустя 13 лет, в 1994 г. — роман под названием «Седьмая беда атамана».
Кудринский, Валерий. По тропинкам моей земли / Валерий Кудринский. — Красноярск : ООО «КАСС», 2020. — 175 с. : цв. ил.
Запечатлённая Россия красноярского художника Валерия Кудринского счастливо хранит всю полноту живой России — в смятении дня и покое молитвы, в свете осеней и зим, в повседневной красоте лиц и молчании небес. (Валентин Курбатов)
Свой новый альбом Валерий Кудринский, Заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств назвал «По тропинкам моей Земли».
В альбом вошли 180 репродукций его работ.
Автор разместил изображения не в хронологическом порядке их создания, а так, как сделал бы это в выставочных залах, знакомя посетителей со своим творчеством. Каждая картина имеет собственное название. Указаны не только год их создания, но и регион, где родилась идея её написания.
Репродукции аннотированы и сопровождены поэтическими комментариями самого автора и ряда известных российских и советских поэтов. Картины публикуемых репродукций принадлежат музейным собраниям Красноярского края и другим музейным и частным коллекциям, в том числе и зарубежным, что свидетельствует о высокой значимости работ мастера, а также характеризует мировой уровень художественных полотен красноярских авторов.
Филиппов, Вячеслав. Енисейский север : хроники обороны Арктики / В. Филиппов. — Красноярск : ООО «Издательство Поликор», 2020. — 372 с. : ил.
Перед вами вторая книга серии «Енисейский Север: хроники освоения» — просветительского проекта Красноярского краевого отделения Русского географического общества.
Это историко-публицистическое издание об обороне Северного морского пути в годы
Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., боевых действиях фашистского флота в Карском море, о защитниках Диксона, героизме моряков, летчиков и полярников.
Из обращения к читателям Председателя Красноярского краевого отделения РГО И.А. Спириденко:
«О войне на Севере написано много книг и статей, но… тема подвига советского человека в борьбе за свободу и независимость своего Отечества неисчерпаема! Открываются архивы, рассекречиваются и становятся доступными для историков новые документы и свидетельства той эпохи. Появляются новые источники информации из зарубежных архивов, из личных архивов участников событий. Поэтому никогда не лишне еще раз обратиться вроде бы к известным страницам войны, но найти при этом другие ракурсы, приоткрыть завесу над ранее недоступными страницами нашей героической и в то же время трагической истории».
Вячеслав Филиппов: «…к сожалению, годы уходят, уходят ветераны, те, у кого лично можно было узнать, как это было. И большинство их рассказов никто не записывал, а у многих даже и фотографии не осталось, с чем и пришлось мне, как автору, столкнуться. Поэтому все эмоции пришлось черпать из многих и многих источников, особенно из архивных фондов, погружаться в изучение и анализ большого количества боевых и кадровых документов того периода и прийти к выводу: книга «Енисейский Север: хроники обороны Арктики. 1940–1945» должна быть более подробной, чем только описание боевых действий в районе Диксона, ведь тот самый знаменитый бой ледокольного парохода «Александр Сибиряков» с немецким крейсером «Адмирал Шеер» длился всего 43 минуты, а бой 569-й батареи лейтенанта Корнякова и моряков СКР-19 с вражеским кораблем — всего 1 час 23 минуты. Да, результаты этих двух боестолкновений с врагом имели крайне важное значение, но это было всего ДВА ЧАСА ВОЙНЫ…
«Адмирал Шеер» (нем. Admiral Scheer) — немецкий тяжелый крейсер типа «Дойчланд»
Поэтому в книге хроники обороны Арктики пусть сюжетно, но начинаются еще с советско-финской войны, так как именно тогда пришло понимание крайней важности укрепления обороны северных рубежей Отечества. И, не узнав, как проходила подготовка к войне в тех районах, как проходила мобилизация, как защищали советские моряки Баренцево и Белое моря, сложно понять, почему вражеские корабли и подводные лодки топили наши корабли в Карском море в районе Новой Земли и вследствие чего вражеский рейдер оказался у Диксона».
Путинцев, Владимир. В горах моё счастье / Владимир Путинцев. — Красноярск : РАСТР, 2020. — 208 с. : ил.
И нeт тaм ничeгo — ни зoлoтa, ни pуд.
Taм тoлькo-тo вceгo, чтo гpeбeнь cлишкoм кpут,
И cлышeн cepдцa cтук, и cтpaшeн cнeгoпaд,
И oчeнь дopoг дpуг, и cлишкoм близoк aд.
Ho ecть тaкoe тaм, и этим путь xopoш,
Чeгo в дpугиx мecтax нe купишь, нe нaйдёшь —
C утpa пoдъём, c утpa и дo вepшины — бoй.
Oтыщeшь тaм, в гopax, пoбeду нaд coбoй.
Юpий Bизбop. Песня альпиниcтoв
В. Г. Путинцев в книге впервые публикует свои дневниковые записи, рассказывает о событиях, оставивших яркий след в истории красноярского спорта, том времени, когда красноярцы стали лучшими скалолазами страны.
Год 1976.
На первых международных соревнованиях в Гаграх В.Г. Путинцев, будучи старшим тренером сборной команды СССР, приводит к победе нашу команду, а его воспитанник Александр Дёмин выигрывает этап в сложном индивидуальном лазании.
Год 1978. В.Г. Путинцев возглавляет красноярскую экспедицию альпинистов, посвящённую 350-летию Красноярского края, на безымянную вершину в горах Памира, которой дали имя «пик Красноярск». Через несколько дней вместе с красноярскими альпинистами Путинцев осуществляет свою давнюю мечту и в возрасте 61 года поднимается на пик Ленина (7134 м).
Гапеенко, Валентина. Игарские Затеси Виктора Астафьева : очерки, эссе / Валентина Гапеенко. — Красноярск : ООО «КАСС», 2020. — 320 с. : фот.
Виктор Петрович Астафьев, вне всякого сомнения, один из величайших писателей нашей эпохи. На его долю выпало немало жизненных испытаний: тяжёлое детство, детский дом, война. Северный город Игарка – с детства стал неотъемлемой частью мира писателя и остался в его душе навсегда. Он считал «драматические события детства», происходившие в Игарке, важнейшей составляющей в его становлении как писателя.
Игарский период жизни В.П. Астафьева не часто упоминается в его биографии. Малоизвестен факт, что в 1989 году писателю присвоено звание «Почётный гражданин Игарки». Однако сам город и его жители неизменно присутствовали в произведениях знаменитого прозаика и таким образом были им увековечены.
Валентина Гапеенко «Игарские затеси Виктора Астафьева» представила в своей книге огромный, бережно и скрупулезно собранный материал, иллюстрирующий связь писателя с Игаркой на протяжении всей его жизни. Она решила рассказать, прежде всего, словами самого Астафьева о жизни в Игарке, о визитах туда, и произведениях, в которых описывается и упоминается заполярный город.
В книге свыше 300 иллюстраций. Основная часть фотоматериалов взята из фондов писателя и авторов книги «Мы из Игарки», а также из семейных архивов игарчан, бережно хранящих память о писателе.